ПрофГид: Ваша должность называется «копирайтер». Что это такое? Почему такое название?

Наталья Ткачук: Название – это калька с английского. «Copy» – рекламный текст, «writer» - писать, получается «писатель рекламных текстов». Это те, кто придумывает рекламные слоганы, буклеты, сценарии радиороликов и т.п. Копирайтерами называют еще и тех, кто пишет  тексты для web – вообще тексты, не обязательно рекламные.

Краткая справка
Ткачук Наталья - копирайтер компании «Яндекс». Дата рождения - 11.12.1973. Закончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина (Факультет начальных классов). В «Яндексе» работает с августа 2008 г.
Читайте также:

ПрофГид: Что вы делаете и для кого?

Н. Т.: Я пишу тексты для сервисов Яндекса, то есть, в конечном счете, для наших пользователей. Это тексты, которые рассказывают о сервисах, помогают ими пользоваться, рекламируют какие-то наши продукты,  иногда – просто развлекают. Это могут быть названия ссылок, заголовки страниц, рекламные слоганы, тексты для промостраниц, подсказки,  электронные рассылки, тексты на кнопках типа «Да» или «Нет». Иногда мои знакомые с удивлением спрашивают, где же на Яндексе тексты. На самом деле тексты есть, и, я думаю, это хорошо, что они не очень заметны. Значит, пользователь о них не спотыкается, ему легко и удобно.

Я не всегда создаю текст с нуля, чаще получаю текст, который нужно отредактировать. И тут степень моего участия может быть разной – от расстановки запятых до полного переписывания. Иногда вместо текста получаешь идею. Например, готовится какой-то фотоконкурс и нужно придумать название или слоган для баннера. Задания мне приходят от моих коллег – менеджеров и маркетологов сервисов. Моя задача – обработать текст так, чтобы донести тот смысл, который в него вкладывает менеджер, сделать этот текст понятным пользователю и грамотным.

ПрофГид: Какова мера творчества в этой работе?

Н. Т.: Всегда разная, это зависит от заказа. Если нужно придумать или переписать текст, то степень творчества очень высока. Например, менеджер просит из «унылых» фраз сделать «неунылые». Это творческая работа. Придумывать слоганы, писать тексты буклетов – творческая работа. Есть и другие задачи. Например, нужно просто проверить текст на грамотность. В таком случае имеешь дело больше со справочником Розенталя, чем с творчеством, но это тоже важная и нужная часть работы.

Читайте также:

ПрофГид: Разнообразна ли эта работа?

Н. Т.: Да, очень. Во-первых, тексты всегда разные – и по жанру, и по цели, и по объему. Во-вторых, появляются новые сервисы, новые функциональности, новые продукты. И прежде чем написать или отредактировать какой-то текст, нужно понять, как это новое работает. Это не всегда просто, зато не скучно.

ПрофГид: Что доставляет радость?

Н. Т.: Мне нравится работать с текстом, поэтому мне нравится сам процесс. А радость – это когда процесс заканчивается хорошим результатом. Например, я смотрю на свой текст на следующий день, через три дня, через неделю и вижу, что получилось хорошо. Мне приятно. Особенное удовольствие, когда в голове что-то щелкает и рождается идея или находится подходящее слово. Бывает еще и удовлетворение конкретным измеримым результатом. Например, высокая кликабельность придуманного слогана.

ПрофГид: Что огорчает?

Н. Т.: Огорчает, когда не можешь подобрать слово, когда через эти же три дня уже не кажется, что текст хорош, и видишь, что можно было сделать лучше. Огорчает, когда неправильно понимаешь смысл какой-то функциональности, и в результате текст несет совсем не тот смысл. Короче – огорчают собственные ошибки.

Читайте также:

ПрофГид: Принуждает ли работа много общаться?

Н. Т.: Общение присутствует, но я не могу сказать, что его много. Это общение с внутренними заказчиками – с менеджерами сервисов, маркетологами, разработчиками. Чаще всего по электронной почте или по телефону, иногда лично – в зависимости от того, как быстрее и удобнее. Например, если нужно придумать какую-то подсказку для пользователя, я сама должна хорошо понимать, как работает сервис или программа. Если я не понимаю, то звоню заказчику и спрашиваю.

ПрофГид: Дает ли работа копирайтера возможность много ходить и ездить?

Н. Т.: Нет, я работаю в офисе, за своим столом. Могу встать и походить, посидеть на подоконнике, но потом обратно – к компьютеру. Есть, конечно, планерки и презентации, на которые нужно подняться по лестнице, но в целом – у меня сидячая работа.

ПрофГид: Приведите примеры слоганов, удачных или удачных рекламных проектов – с вашей точки зрения.

Н. Т.: Считаю удачным сайт Яндекс.Бара, сайт Аналитического центра Яндекс.Пробки. За эти тексты мне не стыдно. Из слоганов: «Поиск, который всегда с тобой» – для рекламы Мобильного Яндекса, «Переключаете вручную? Оставьте это Punto Switcher» – для программы, которая автоматически переключает раскладку клавиатуры, «Белка необыкновенная» – для фотоконкурса про белок.

Читайте также:

ПрофГид: Как строится ваш рабочий день?

Н. Т.: Прихожу, включаю компьютер, проверяю почту. Смотрю, какие пришли заказы, когда и где будут проходить встречи или презентации, на которые было бы неплохо сходить. Мне важно понять, что мне сегодня нужно сделать и в какой последовательности. Есть задачи, на которые  тратишь десять минут и те, на которые нужно несколько дней. Выстраиваю это все у себя в голове и делаю. Если кому-то понадобился текст срочно, тогда делаю сначала его, а потом возвращаюсь к намеченному. Бывает так, что какой-то текст не идет, ну, не идет и все – тогда я могу временно его отложить и вернуться к нему через некоторое время. Когда работа сделана, отправляю текст заказчику. Он может текст принять, может не принять – тогда мы обсуждаем и стараемся прийти к тому результату, который устроит меня, его, а в конечном счете – пользователя.

ПрофГид: Нормирован ли рабочий день?

Н. Т.: У меня стандартный восьмичасовой рабочий день, но я не обязана находиться в офисе строго с десяти до семи. Я могу сама выбирать, во сколько приходить и уходить. Главное – сделать работу. Иногда приходиться задерживаться, но в целом  я сама регулирую свой рабочий день.

ПрофГид: Отпускает ли эта работа вас после того, как вы уходите из офиса?

Н. Т.: И да, и нет. Да – потому что по выходным мне не звонят клиенты, и меня не просят приехать куда-нибудь среди ночи. Нет – потому что бывает так, что какая-нибудь задачка постоянно крутится в голове – когда едешь домой, ужинаешь или даже смотришь кино. Например, нужно придумать какой-нибудь заголовок или слоган, а он никак не придумывается. И  тогда преследует тебя как неотвязный мотивчик.  

Читайте также:

ПрофГид: Каких качеств требует эта работа от человека?

Н. Т.: Креативности, хорошего владения словом, внимательности, грамотности. Еще –готовности слушать и слышать других, потому что копирайтер работает не сам по себе, он – часть команды. Вот, пожалуй, главное.

ПрофГид: Кто с такой работой справляется лучше – мужчины, женщины, молодые люди,  зрелые?

Н. Т.: Насколько я знаю, подавляющее число копирайтеров – это молодые люди, в возрасте от 25 до 35 лет. С другой стороны, мне,  например, 35 и я не собираюсь бросать эту профессию. Думаю, что здесь важен скорее психотип человека, его отношение к жизни, готовность обучаться и умение играть, в том числе в слова.

Мужчины или женщины? Не знаю. Конечно, известных писателей, художников и скульпторов больше среди мужчин. Но у меня есть коллеги-копирайтеры и среди мужчин, и среди женщин.

ПрофГид: Где учатся на копирайтера?

Н. Т.: У нас пока нет вузов, где бы готовили копирайтеров. Вероятно, можно найти  какие-то краткосрочные курсы. Например, при Университете Печати была программа или мастер-класс для копирайтеров, но таких программ еще все-таки мало. Поэтому обычно в эту профессию приходят люди, которые так или иначе готовились работать со словом – журналисты, лингвисты, филологи, редакторы.

ПрофГид: В каком возрасте лучше входить в эту профессию?

Н. Т.: Лучше, наверное, все-таки в молодом. И обучаемость выше, и гибкость мышления, меньше штампов в голове.

Читайте также:

ПрофГид: А можно подготовить себя к этой работе с детства?

Н. Т.: Я не знаю, стоит ли как-то специально готовить себя с детства. Возможно, больше читать, изучать языки. Это то, что точно пригодится.

ПрофГид: Кто никогда не сможет работать копирайтером?

Н. Т.: Кто любит ездить по проложенным рельсам и выполнять однотипную работу. Кто не любит или не умеет придумывать, не понимает шуток. Вот они, пожалуй, не смогут.

ПрофГид: Вообще, можно ли этому научиться?

Н. Т.: При наличии творческих способностей, думаю, что да, можно.

ПрофГид: Гордитесь ли вы своей профессией? Чем гордитесь?

Н. Т.: Не то чтобы горжусь. Мое имя нигде в титрах не значится, и мне это не нужно. Но бывает приятно, когда я вижу на главной странице Яндекса придуманный мною слоган. Может быть, это и есть гордость.

ПрофГид: Что говорит мама? Она довольна вашим выбором?

Н. Т.: Моя мама считает, что у меня нормальная работа. И не очень в нее вникает. В ее представлении я что-то типа редактора или корректора. Отчасти так оно и есть.

Читайте также:

ПрофГид: Как может выглядеть карьерная линия копирайтера? Или линии? Куда они ведут? Если подниматься вверх по лестнице, то кем можно стать?

Н. Т.: Если подниматься вверх, то можно стать руководителем отдела или отвечать за какое-то одно направление. Можно дорасти до арт-директора. Перспективы вертикальной карьеры связаны еще со структурой организации, в которой работаешь.

ПрофГид: А если не подниматься, то в какие стороны можно ветвиться? И до чего можно ветвиться? До какого возраста?

Н. Т.: Если двигаться по горизонтали, то путей много: в маркетинг, в журналистику, в PR. Можно совершенствоваться в каком-то одном направлении – например, освоить работу технического писателя или заняться исключительно созданием радиороликов. А до какого возраста… Может быть, лет до сорока. Но это я сейчас так думаю. Лет через пять буду думать, что до пятидесяти.

ПрофГид: Что вы скажете молодому человеку, обдумывающему свой жизненный путь. От чего надо отказаться раз и навсегда, от какого поведения, а от какого нельзя отказываться?

Н. Т.: Если молодой человек всерьез обдумывает свой жизненный путь, то я ему скажу, что нужно раз и навсегда отказаться от занудства, манеры работать спустя рукава и вешать нос. И ни в коем случае не отказываться от книг, хорошей шутки и новых впечатлений.

Читайте также: