От первого лица: Фотограф. Подождите, когда вы начнёте видеть!

Сегодня в рубрике ПрофГида "От первого лица"  замечательный фотограф Владимир Бутенко говорит о профессии фотограф. 

Владимир Бутенко

Читайте также:

Как стать фотографом? Нужно ли учиться на курсах, у наставника? Или всё можно постичь самому?

«Как стать фотографом?» Сильный вопрос. Собственно говоря, шестьсот страниц моей книги как раз этому и посвящены. Следовало бы добавить как минимум столько же, чтобы раскрыть тему более основательно. (о профессии фотограф можно прочитать тут: https://www.profguide.ru/professions/photographer.html)

«Нужно ли учиться на курсах, у наставника? Или всё можно постичь самому?» Несмотря на то, что книга посвящена психологическим особенностям работы фотографа, навыки владения аппаратурой фотографу жизненно необходимы. Нельзя участвовать в соревнованиях по бегу с препятствиями, если не умеешь ходить.

Желательно вообще отработать владение техникой до автоматизма, чтобы основное внимание уделить содержательной стороне дела. Фотограф, который постоянно что-то крутит и регулирует, неизбежно упускает удачные кадры или не получает их вовсе. Например, и в портретной сессии, и в репортаже техническая суета очень мешает установить полноценный контакт с людьми.

Безусловно, можно освоить технику самостоятельно, как это сделало большинство знаменитых фотографов, имена которых сегодня вошли в золотой фонд Фотографии (Анри Картье-Брессон, Роберт Дуано, Эллиотт Эрвитт, Эдвард Стейхен и многие другие). Литературы о технике — бездна. Можно читать и экспериментировать с фотоаппаратом, но, на мой взгляд, элементарные знания проще получить в какой-нибудь фотошколе, которых сейчас очень много. Единственное, чего следует опасаться, — распространённого представления о Фотографии как царстве техники и аппаратуры. Обратите внимание: когда вы изучили технику, обучение не завершилось, нет! Оно только начинается, самое главное — впереди!

Наставник... стоит ли у него учиться? Да, если это хороший наставник. Полезно работать под его руководством, работать вместе с ним или просто наблюдать за тем, ЧТО и ПОЧЕМУ он делает сам. Но как отличить хорошего наставника от самоуверенного технократа? А как найти хорошего зубного врача, компетентного психолога, автослесаря и т.п.? Забавно, что проблема выбора специалиста всегда встаёт в полный рост как раз перед неоперившимся дилетантом. Поэтому лучше всего смотреть за работой разных людей, сравнивать, пробовать, читать, думать и брать то, что подходит именно вам.

Читайте также:

Какие черты характера нужно в себе развивать, если есть желание стать фотографом?

Первое и самое важное, что хотелось бы сказать: Фотография совсем не так проста, как кажется! Можно повторить фразу сто раз подряд, но, к сожалению, к большому сожалению, понимать это человек начинает многие годы спустя. А сегодня он полагает: «Да, конечно, это справедливо в отношении других, но я-то — я ведь уже проник в ряды посвящённых.» Делая самые первые шаги, человек совершенно искренне восхищается собственными результатами. «Боже! Какой фантастический кадр!» Похоже, с этим ничего нельзя поделать. Я уже почти смирился и говорю на всякий случай:

— Друзья, успокойтесь! Не спешите, не воспринимайте первые ученические попытки как выдающийся профессиональный успех! Подождите, когда вы начнёте видеть!

Хороший фотограф — человек трудолюбивый, неброский, тихий, скромный, настойчивый. Он любит людей, интересуется их жизнью. Он постоянно — всегда! — ищет, ждёт удачного момента, он ощущает себя орудием в руках Бога, орудием, которое готово зафиксировать уникальный момент. Совсем не обязательно быть религиозным, это — всего лишь метафора, которая убирает фотографа из центра Вселенной. Человек прекращает бессмысленные попытки вывернуться наизнанку и «выразить себя», зато становится надёжным инструментом на службе Фотографии. Природа, Жизнь бесконечно прекрасны, и если удалось хоть немного передать эту красоту, значит вы на верном пути.

Читайте также:

Художник ли фотограф? Если нет, то кто он? Фотокор, в частности?

Мало кто об этом знает, но Картье-Брессон — общепризнанный мастер фотографии — всегда ставил живопись значительно выше того дела, которому посвятил свою жизнь. Он советовал молодым людям вместо бессмысленного чтения искусствоведческих книг и умных концептуальных разговоров почаще ходить в музеи, знакомиться с работами великих мастеров живописи. Многие известные фотографы начинали карьеру с художественной школы. Мне кажется, это — прекрасное начало, потому что так необходимое фотографу чувство композиции и света нуждается в развитии и приходит далеко не сразу. С этой точки зрения хороший фотограф чаще всего — художник. Не всегда, но чаще всего.

Теперь о «фотокоре». В массовом сознании укрепилось совершенно ложное мнение о фотографической иерархии. На самом верху, ближе к сияющим вершинам совершенства парят фотографы моды, занимающиеся «постановочной фотографией», проводящие время в окружении соблазнительных моделей и многочисленных ассистентов. А «фотокоры», документалисты, репортёры — чернорабочие светописи — уверенно помещаются внизу, у самой помойки или прямо внутри неопрятного ящика. Современный мир устроен так, что труд людей, обслуживающих бизнес или политику, оплачивается на порядок выше. Поэтому фотограф моды за один съёмочный день в уютной студии заработает столько, сколько иной репортёр, рискуя жизнью, получит за несколько месяцев (если получит!). Но в искусстве — будь то живопись или фотография — всегда ценится уникальность, неповторимость произведения. С этой точки зрения отличия между разными жанрами фотографии нет. И там, и здесь хороший кадр — очень большая редкость.

Взгляните на фантастические, совершенные работы Себастьяо Сальгадо. Да, конечно, можно называть его «документалистом», как делаю художественные критики. Их работа заключается в распределении и навешивании ярлыков. Но подумайте, много ли найдётся фотографов моды, или модных фотографов, работы которых можно повесить рядом с этими?

Читайте также:

Насколько важно для фотографа знать технику?

В принципе я уже ответил на этот вопрос, но можно кое-что добавить. Фотография очень разнообразна, например, в области острой, социально-ориентированной журналистики иногда бывает достаточно самой простой аппаратуры. Там важно общественное значение снимка, а техническим совершенством можно в известной степени пренебречь.

Например, известный датский журналист и фотограф Якоб Холдт во время своих странствий по США сделал несколько тысяч снимков самой примитивной компакт-камерой. Обаятельный, хорошо знающий жизнь и людей, он месяцами путешествовал по стране автостопом без гроша в кармане. Люди охотно принимали его, предоставляли ночлег и кормили. Но деньги на плёнку ему всё равно были необходимы, и для этого он регулярно сдавал кровь. Благодаря умению общаться, он попадал туда, куда обычно предпочитают никого никогда не приглашать, например, на собрания членов организации Ку-Клус-Клан. В результате он сделал целый ряд впечатляющих материалов.

И ещё одно замечание для начинающих. Не нужно стремиться к самой совершенной аппаратуре. Ждать, когда появятся деньги, чтобы купить эту камеру или тот объектив, говорить себе: «Ах, сейчас я работать не могу, пока у меня не будет этой штучки или той примочки!» Снимать нужно тем, что есть, и прямо сейчас. Снимая натюрморт, хорошо бы иметь студию, стойки, штативы, отражатели, софт-боксы и тому подобное, но отсутствие дорогого оборудования — не смертельно и не помешает пытливому человеку получить достойный внимания кадр. Категорически не следует тратить последние деньги на дебильный студийный фон, чтобы заниматься съёмкой портрета.

Читайте также:

Должен ли фотограф обладать философским взглядом на мир? Или это не обязательно?

Нет, не должен. Но может. Что такое «философский взгляд на мир»? что имеется в виду? Если имеется в виду образовательный и культурный уровень, то это никому никогда нигде не повредит. Чем больше фотограф знает, тем легче общаться с другими, проще найти общую волнующую тему для разговора, установить доверительные отношения, добиться уважения к себе (это всегда важно в портретной съёмке и работе с людьми). По моему мнению, фотограф должен быть культурным человеком, даже если снимает трупы для криминалистической лаборатории. Хорошо выполнив работу, он сможет подружиться с родными покойного и они в конце концов пригласят его фотографировать пока ещё живых родственников.

Творческие амбиции. Помогают ли они?

Да, конечно, если это не выходит за разумные рамки, когда человек умирает от зависти, ревности, обиды, или впадает в депрессию и в результате теряет способность работать вообще. Я много писал в книге о том, что восприятие фотографий — вещь удивительно субъективная. Неожиданно субъективная. Вопреки естественному — «наивному» — представлению о внешнем мире как объективной реальности, отражение этого внешнего мира в нашем сознании — субъективно. То есть каждый человек видит мир собственными глазами, по-разному, очень пристрастно. Простая истина, к которой тем не менее трудно привыкнуть. Обычные люди в обычных жизненных ситуациях с этим сталкиваются крайне редко. Фотограф же сталкивается с этим каждый раз, когда показывает свои работы другим людям и его мнение не совпадает с оценками редакторов, критиков и просто зрителей. Он обижается, страдает, ссорится... Фотографу важно понимать особенности человеческого восприятия и не придавать слишком большого значения суждениям заинтересованных людей. Причём это касается не только портрета, но любых изображений.

Читайте также:

Есть ли специализации в профессии фотографа?

Несомненно. Хотя даже в профессиональной среде встречаются люди, полагающие, будто «хороший фотограф должен хорошо снимать всё». Допустим, вы занимались так называемой «вещевой съёмкой» для иллюстрированных журналов, а вас неожиданно пригласили поработать на кинофестивале, сфотографировать проход артистов по красной дорожке или сделать там же, в кулуарах «светский» репортаж. Если вы не знакомы с актёрами лично, не знаете, как их зовут, вы даже не сможете к ним обратиться и не получите кадр. Не слишком симпатично кричать: «Эй! смотри сюда давай!»

Если вы не знаете повадок гориллы, тигров, жирафов и т.п., вы не снимете в Африке ничего стоящего, даже если у вас будет для этого всё необходимое оборудование. Нужно хорошо знать сферу, где вы собираетесь работать, но чтобы её изучить, всегда требуется время. Свадебная фотография отличается от репортажа, съёмка портрета для информационных изданий отличается от портрета, который заказывает человек лично. В первом случае фотограф старается удовлетворить запросы издания, а во втором — человека, который снимается. А это — очень большая разница. Понимание этого приходит с опытом.

Даже так называемая «бытовка» — фотографирование детских садов и школ — ни в коем случае не должна вызывать высокомерного, презрительно отношения. Это — очень ответственная, высокопрофессиональная работа. Шутка ли — сфотографировать подряд пятьсот человек так, что ни одно лицо не окажется перекошенным?

Есть и чисто «технические» специализации, например, съёмка изделий из стекла, съёмка автомобилей, техники и многое другое.

Как влияет данная профессия на становление личности?

Не знаю, можно ли дать на этот вопрос универсальный ответ... Я бы сказал, что не столько занятие фотографией способствует становлению личности, сколько становление личности позволяет фотографу добиться хороших результатов. Человек любознательный, знающий литературу, кино, живопись, технику, философию, психологию, спорт, историю... что ещё? Да хорошо бы знать всё вообще! Ничто не будет лишним, всё когда-нибудь пригодится. Когда фотограф ставит перед собой большие задачи, приходится много работать.

Безусловно, рано или поздно (но далеко не сразу!) человек приобретает и способность видеть окружающий мир очень специфическим способом — сквозь видоискатель камеры. Хотя фотоаппарата при этом может не быть под рукой. Развивается способность вычленять из потока визуального восприятия фрагменты, потенциально интересные с изобразительной точки зрения — возможные снимки. Зрелый мастер — это передвижной перманентный видоискатель.

Читайте также:

Сколько зарабатывает фотограф?

По-разному. И так было всегда. Фотографы, считающиеся сегодня классиками — Стиглиц, Картье-Брессон, Юджин Смит и многие, многие другие — по большей части бедствовали. Роберт Капа кроме личного обаяния очень немного мог предложить голливудской актрисе Ингрид Бергман. Знаменитый Роберт Дуано вспоминал: «Я... делал фотографии, которые вообще никогда неинтересно делать, например, как заменить изношенную покрышку велосипедной шины куском пожарного шланга!»

Современные художественные галереи в США считают своим долгом иметь хотя бы одну фотографию Родченко. Цена может быть очень высока и обычно превышает десять тысяч долларов. Сколько из этой суммы получил великий автор, как вы думаете?

Выдающийся фотограф и художник Ман Рэй подрабатывал фотографированием покойников и считал эту работу вполне приемлемой: «Во всяком случае, такие клиенты никогда не жалуются, что неважно выглядят!»

Что вы скажете людям, которые стоят на пороге выбора жизненного пути и рассматривают профессию Фотографа в качестве одного из вариантов?

Сложный вопрос. Во всяком случае, нет смысла становиться фотографом исключительно для того, чтобы разбогатеть. Будем реалистами: для этого лучше оказаться поближе к нефти и газу. Искусством стоит заниматься только тогда, когда это приносит радость. Деньги искусство если и приносит, то не всем, далеко не сразу, а чаще всего — детям после вашей смерти.

Поэтому многие фотографы сегодня реализуют художественные проекты, занимаясь коммерцией или получая целевые гранты от разных фондов и организаций. Конечно, на эти деньги не построишь дворец на Средиземном море, но каждый избирает свой жизненный путь, свой вариант счастья и фотография — не самый плохой вариант. Во всяком случае, лично я благодарен судьбе, что она вывела меня на эту непростую дорогу, позволила ощутить если не богатство, то свободу, которая очень много для меня значит.

Вопросы задала Эльмира Давыдова.

Книгу Владимира Бутенко "Психология И ФотограФ" (два тома) вы сможете купить в офисе Центра ПрофГид.

Читайте также:
  • Ирина Кухтина
    А если я уже замечаю за собой, что с некоторых пор стала "видеть мир сквозь видоискатель фотокамеры", даже тогда, когда ее со мной нету? Но при этом я отовсюду окружена мнением, что -
    ты не фотограф, если не снимаешь исключительно на ручных настройках!.. А мне проще на "авто", ведь так я имею шанс не упустить нужный мне кадр...
    0