Как стать гейм-дизайнером с нуля

Обновлено
Как стать гейм-дизайнером с нуля

Гейм-дизайнер отвечает за весь цикл создания игры: от генерации идеи до вывода продукта на рынок. Он – это «архитектор Матрицы», который балансирует между программированием и искусством, служит связующим звеном между разработчиками, игроками, продюсерами. Работа довольно сложная, ведь гейм-дизайнеру надо и распределять задачи между участниками команды, и основы маркетинга знать, и убеждать потенциальных инвесторов в перспективности проекта. Но игровой рынок быстро развивается: по прогнозам Global Games Market Report к 2023 году количество пользователей игр вырастет до 3 миллиардов человек (это почти каждый второй на Земле), значит, рынку нужны будут новые игры, а гейм-дизайнер – это одна из ключевых фигур в их создании. Как стать гейм-дизайнером, «ПрофГид» узнал у тех, кто уже работает в индустрии разработки игр и подбирает для нее сотрудников.

Содержание:

Советы экспертов – гейм-дизайнеров и HR-менеджеров, формирующих команды для студий разработки игр

Александр Нечаев
CEO Dorfer Games

Самый простой (и одновременно сложный) вход в профессию – это через получение практических навыков.

Мы в Dorfer Games делаем гиперказуальные игры, в команде у нас сейчас 50 человек и 6 гейм-дизайнеров, поэтому с позиции CEO расскажу о том, как попасть в гейм-дизайнеры в гиперказуальном жанре.

Гиперказуальные игры – это игры, которые зарабатывают за счет рекламы. Время на разработку игр – от 1 до 3 недель. В первой версии игры обычно от 4-5 до 10–15 левелов, основной упор на геймплей. Из минусов – в жанре большая конкуренция, и в среднем 3–5 игр из 100 доходят до релиза, остальные погибают раньше.

Если у вас неплохие софт-скиллы, то наилучший способ – собрать мини-команду из 3D-артиста и начинающего разработчика и предложить им делать игры за долю от прибыли игры, если игра зайдет. Не самый простой способ, т. к. многие отваливаются после 2-3 игр, не увидев результата, но вы получите крутой опыт поиска и сборы команды, общения с паблишерами, изучения рынка, аналитики игры, проджект-менеджмента, и все это бесплатно.

Если у вас собралась замотивированная команда и получается делать качественные игры, то после 2-3 игр вы можете предложить паблишерам поработать с вами по модели «оплата за прототип». В таком случае все идеи и концепты вы аппрувите с паблишерами, а по окончании разработки получаете от $ 1 000 до $ 3 000 за ваш прототип (даже если он не пойдет в релиз). При этом, если игра станет хитом, вы все равно получите процент от прибыли вашей игры.

Если пойдете этим путем, общайтесь с паблишерами масштабом поменьше, так как крупные паблишеры жестко отсеивают команды, и на начальной стадии лучше найти паблишеров, кто готов ждать, пока вы учитесь и набираетесь опыта.

Еще один вариант для входа в рынок – это стать ресерчером/креативщиком. Например, мы в Dorfer Games формируем креативную команду для генерации идей и берем туда новичков. Все, что требуется для попадания в такую команду, – это понимание жанра и наигранность. Каждую неделю в гиперказуальном жанре выходят сотни различных прототипов, и важно понимать, что уже тестировали, что было в топах и что сейчас в тренде.

Поэтому один из вариантов – это играть в игры из топов, и отсматривать вакансии у паблишеров и в геймдев-студиях – периодически попадаются подобные вакансии.

В таком случае вы начнете с генерации идей, и с хорошим ментором прокачаете навыки ресерча, генерации идей и расписывания концептов, и постепенно перейдете до собственной команды из разработчиков и артистов, где полноценно будете заниматься своими идеями с нуля до релиза.

Я всегда за практический опыт, погружайтесь в профессию, параллельно подтягивайте знания, проходите курсы, ищите хороших менторов и развивайтесь.

Успехов!

Борис Сысоев
Основатель стартапа TestOnJob.ru, специалист по отбору и развитию персонала

Среди моих знакомых есть два гейм-дизайнера. Они по-разному вошли в профессию: первый – юрист со стажем, решил кардинально сменить сферу деятельности, второй работал тестировщиком игр в IT-стартапе, «пошел на повышение». Оба не пожалели о своем выборе. Из общения с ними я вынес для себя несколько моментов о специфике направления:

  1. Гейм-дизайн – это не только о любви к играм. Если вы предпочитаете проводить время за «Дотой» и «не уважаете» симуляторы вроде Sims, то эта профессия не для вас. В процессе работы придется ознакомляться с десятками игр в разных жанрах – не важно, нравятся вам они или нет. 
  2. Освоить профессию можно на курсах. Среди популярных образовательных онлайн-платформ такая программа есть, например, в Нетологии, Skillbox, XYZ School. Из плюсов – обратная связь от преподавателей, практика, нетворкинг. Некоторые площадки предлагают лучшим студентам варианты для трудоустройства. 
  3. В гейм-дизайне важен опыт. Самый простой способ получить кейсы для портфолио – браться за реализацию проектов на безвозмездной основе. Найти их можно на фриланс-площадках (Фриланс Хабр, freelance.ru и подобных) 

Работать в одиночку не выйдет (ведь работа гейм-дизайнера – это координация усилий команды. – Прим. ред.). Поэтому, если вы интроверт, нужно срочно развивать soft skills: умение работать в команде и навыки эффективной коммуникации в первую очередь.

Елена Воронцова
HR BRO, Москва, CEO & Co-Founder. Занимается поиском и подбором топ-менеджеров для геймдев-индустрии и формированием команд для стартапов

Для тех, кто решил с нуля попасть в профессию сферы геймдева, мы рекомендуем в первую очередь тренировать свою наигранность. Да, именно так – чтобы стать классным профессионалом, необходимо самому быть игроком и понимать игровые тренды и нюансы. Но этого, конечно, недостаточно. Необходимо также погружаться в теорию и практику создания игр. В этом помогут книги, например Джесси Шелл «Гейм-дизайн: как создать игру, в которую будут играть все», и курсы по гейм-дизайну. Обрате внимание: некоторые из них гарантируют трудоустройство или стажировку в большой компании после прохождения курса. Об этом стоит заранее расспросить менеджера, выяснить все детали.

Также при выборе курсов обращайте внимание на навыки, которым там обучают, чтобы на выходе соответствовать наиболее распространенным требованиям вакансий. Например, начинающим гейм-дизайнерам часто предлагают в качестве тестового задания решить математическую или аналитическую задачу или структурно и понятно описать, какой проект вы сами стали бы делать и почему. Для более опытных специалистов требования разнятся в зависимости от специализации: гейм-дизайнер баланса должен знать теорию вероятностей и уметь работать с таблицами баланса. Левел ГД должен работать в движках Unity/UE4, а нарративщики – писать тексты и диалоги. И все геймдизайнеры должны уметь составить структурированную грамотную документацию и ТЗ для других отделов.

Очень важный шаг для карьеры – формировать свой нетворк. Для этого подойдут онлайн-и офлайн-лекции и конференции. Если у вас пока нет денег на участие в конференциях, можно найти способ сделать это иначе: например, на тот же DevGAMM часто набирают волонтеров, и это отличный шанс познакомиться с интересными людьми в индустрии.

Подведем итоги

  1. Чтобы претендовать на должность гейм-дизайнера в компании, занимающейся разработкой игр, надо не только их любить, но и разбираться в теории, основных принципах геймдизайна, уметь работать с популярными на сегодня движками Unity, Unreal Engine 4, знать, как монетизировать игры, и понимать, как удерживать интерес игроков.
  2. Самостоятельно все это изучить практически нереально, но причин для отчаянья нет: EdTech-компании предлагают курсы обучения гейм-дизайну, и даже в вузах есть программы бакалавриата и магистратуры с профилем по гейм-дизайну например, в ИТМО (магистратура, 25 бюджетных и 10 платных мест), НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратура – только платная). Еще в «Вышке» есть программы дополнительного профобразования: двухлетняя «Профессия гейм-дизайнер» и короткие по инди-разработке, левел-дизайну, технологиям разработки.
  3. Учиться на курсах дешевле, чем в вузе, а на программах в хороших EdTech-компаниях часто преподают те же кураторы-практики, которые ведут занятия в вузах. Например, в Skillbox на курсе «Профессия геймдизайнер с нуля до PRO» преподают Николай Дыбовский – создатель и руководитель студии Ice-Pick Lodge и Алексей Пешехонов – игровой продюсер, руководитель студии Blini Games, оба –преподаватели и кураторы профиля бакалавриата «Игровой дизайн и VR» в НИУ ВШЭ.

В целом же, чтобы стать гейм-дизайнером, для начала надо увлекаться играми, причем разными, – тренировать «насмотренность и наигранность», хотя бы на базовом уровне владеть навыками программирования, а затем уже на практике постигать комплекс технологий создания игр.