Как совместить талант к изобразительному искусству, художественное творчество и работу в ИТ? Очень просто: стать digital-дизайнером! Что для этого нужно, «ПрофГид» узнал у дизайнеров, проектирующих и оформляющих цифровые продукты. 

Константин Капустин
Ведущий дизайнер Mail.ru Group. Мультидисциплинарный дизайнер и арт-директор с опытом более 7 лет в диджитал, UI/UX, графическом дизайне, моушн и 3D/CGI. Работал с «Яндексом», «Авито», «Сбером», SixFlags. Член жюри motiondesignawards.com

«Диджитал» – сфера, которая меняется каждый день. Равно как и паттерны потребления контента: от «моушна» и UI до VR и метавселенных. Появляются новые, узко направленные профессии, и вся индустрия учится «диджиталу» каждый день.

Одной лишь насмотренности и хорошего визуального вкуса едва ли будет достаточно. Здесь потребуются аналитические навыки, понимание продукта и бизнеса. Чтобы стать хорошим диджитал-дизайнером, важно знать основные принципы UX и думать о решении поставленной задачи.

Для понимания основ любого направления в диджитале (моушн, гейм-дизайн, UIUX и т. д.) любые курсы будут очень полезны. Многому я научился на интенствах в «Британке», и это бесценный опыт. Всем советую послушать Александра Ненашева и Ярослава Шуваева – они открыли для меня целый мир исследований, инсайтов и проектирования.

Также я рекомендую посещать митапы, конференции и слушать профессионалов, которые уже несколько лет в индустрии. Многое можно почерпнуть у Bang Bang Education (https://point.bangbangeducation.ru/talks) или посмотреть выступления на Design Prosmotr (https://www.youtube.com/c/DesignProsmotrRu) – это именно то, как выглядит современный диджитал.

Дарья Кмит
UI/UX дизайнер, ITechArt

Сейчас стало как никогда просто окунуться в профессию digital-дизайнера. Для этого не нужно высшее академическое образование или безумные деньги. Любой может себе позволить знания, которые везде, где только не лень, щедро раздают компании и коллеги по дизайну. Достаточно хотеть и быть целеустремленным.

Я расскажу про профессию UI/UX-дизайнера, так как сама проходила этот путь. Ближе к делу.

  1. Первый, самый быстрый и простой способ – это пойти в онлайн- или офлайн-школу дизайна. Например, одну из этих:

Или загуглить топ-10 школ, изучить отзывы и портфолио учеников, сравнить цены и полноту курса.

  1. Второй вариант, который ничуть не хуже, а зачастую даже лучше, – это следить за топовыми продуктовыми или аутсорсинговыми компаниями. У них бывают бесплатные лабы по обучению в той или иной сфере. Это совершенного бесплатно, с возможностью попасть в очень сильную и хорошую команду после прохождения лаб.
  2. Третий вариант – это наш всемогущий YouTube. Там невероятное количество уроков, лекций, туториалов на любой уровень и опыт. Главное – цель, любознательность и трудолюбие, и тогда сокровищница подарит очень много.
  3. Четвертый вариант: напроситься на бесплатную стажировку в компанию мечты. Будьте убедительны и настойчивы. Найдите главу дизайн-департамента или другое лицо с подходящими полномочиями в Linkedin и постучитесь к нему лично! Чем хорош этот вариант: вам будут приносить практические знания без неактуальной мишуры, появятся нужные и очень полезные контакты, вы прочувствуете атмосферу большой компании и в реальном времени увидите, как работают над созданием продуктов мечты. Не всегда это так романтично, как рисуют себе новобранцы. Очень люблю и всем советую именного этот вариант в сочетании с YouTube, книгами и курсами.
  4. Найти сеньора по душе и попроситься к нем у в подмастерья – за знаниями и опытом. Довольно сложно, но если быть убедительным и полезным, то хороший человек обязательно поделится своим опытом и лайфхаками.

И главное – не забывайте учить английский, именно этот пункт решит, какой уровень проектов и заработная плата у вас будет. Удачи и любви к делу.

Максим Акимкин
Старший UX/UI Designer, InspireX

Я попробую ответить на очень интересный, на мой взгляд, вопрос, который задал «ПрофГид»:

«Если сейчас пришлось бы начинать заново, повторили бы вы свой путь в профессию или выстроили бы траекторию как-то по-другому, минуя какие-то этапы или, наоборот, захотели бы пройти еще какой-то дополнительный, который, возможно, облегчил бы будущую работу, о которой теперь вы знаете всё?»

Если представить, что у меня есть такая возможность то, в этот раз я бы сделал все совершенно по-другому. Когда я начинал заниматься дизайном я изучал все самостоятельно, на территории СНГ еще не было такого понятия, как UX-дизайн, по крайней мере, о нем мало кто слышал. Курсов также было мало, а качественных тем более. В свое время я сделал много ошибок, потерял много времени, пропуская важные методологии дизайна, и было тяжело переучиваться.

Как начать правильно? На этот вопрос я отвечал буквально недавно своей жене. Нужно найти хорошие и качественные офлайн-курсы. Для начала базовый уровень и потом сразу же на более продвинутый, если ваша школа имеет такой курс в арсенале. Перерывов лучше не делать, и даже если вы в поиске следующей школы, нужно ставить себе дизайн-задачи и решать их. Если проектов нет, придумайте его или сделайте редизайн какого-то сайта и т. д.

Почему офлайн-курсы? Потому что у вас будет больше коммуникации с преподавателем как до урока, так и вовремя, и после него. Коммуникация с преподавателем – это очень важно.

Почему курсы? Потому что важно научиться правильно и сразу привыкнуть к каноничному дизайн-процессу, и потом будет гораздо легче выстраивать свой карьерный путь – осваивая новые инструменты и подходы.

Также я бы советовал делать основной упор на UX-дизайн, потому как UI освоить гораздо легче и быстрее. Тем более UX на рынке ценится гораздо больше, а это значит, что вы будете стоить дороже. 

Что такое UX, а что такое UI? Все не так однозначно, как хотелось бы. UI, или User Interface, принято называть то, что пользователь видит на сайте или в приложении, это шрифты, кнопки, иконки и т. д. UX, или же User Experience, переводится как «опыт пользователя» и не имеет общепринятого определения, и многие его понимают по-своему. Но я бы сказал, что UX дизайн – это дизайн-процесс, который определяет, какой опыт получит пользователь, используя ваш продукт. И неважно, это мобильное приложение или какой-то физический продукт. Возьмите свою любимую чашку, заварите и налейте в нее чай, возьмите ее. То, как вы ее возьмете, а скорее всего, за ручку, обожжетесь вы или нет – все это ваш опыт использования чашки, которую в свое время кто-то спроектировал.

Желаю удачи тем, кто решил освоить очень важную и нужную в современном мире профессию digital-дизайнера, и если возникнут какие-либо вопросы, можно писать мне как в Linkedin: www.linkedin.com/in/max-akimkin, так и в Instagram: https://www.instagram.com/max.akimkin/.

Дарья Лукина
Руководитель направления дизайна компании «Инфомаксимум», дизайнер интерфейсов

Я не планировала быть дизайнером изначально. Училась на программиста, работала системным администратором, занималась отрисовкой мелких полиграфических материалов, помогала в предпечатной подготовке фотографий, поэтому начала самостоятельно изучать Adobe Photoshop. Непосредственно с дизайном столкнулась несколько лет спустя, когда пришла в рекламное агентство, чтобы администрировать и разрабатывать сайты на CMS. Наблюдала за работой коллег и поняла, что мне тоже интересно это попробовать. Устроилась на профильную вакансию в небольшую веб-студию, а к интерфейсам пришла через фриланс – столкнулась с задачкой разработать калькулятор расчета стоимости забора из металла.

Прошла обучение в Школе дизайнеров Бюро Горбунова. Там я получила крепкую монументальную базу как в теории, так и практике. Несмотря на то, что на рынке множество самых разных курсов всех форматов, ни разу не пожалела, что прошла именно эту Школу. Было сложно, но все усилия многократно окупились в дальнейшем. Сейчас я руководитель направления дизайна компании «Инфомаксимум» и занимаюсь работой над сложными системами в области бизнес-аналитики.

О скиллах

Основной инструмент любого дизайнера – его мозг. Только критическое мышление позволяет рассматривать проблему с разных углов и не ограничиваться одним вариантом решения задачи.

Кроме того, есть пул особых профессиональных навыков, которые помогут стать грамотным специалистом:

  • основные навыки владения графическими редакторами, желательно, несколькими;
  • знание usability, чтобы иметь представление о том, как пользователь будет пользоваться интерфейсом;
  • основы верстки; как вариант – HTML, CSS и JavaScript;
  • типографика и соблюдение единообразия.

Не менее важны и soft skills:

  • умение находить компромисс;
  • работа в команде. Классический навык, который пригодится не только в дизайне;
  • навыки аргументации;
  • адекватное восприятие критики. Да, иногда бывает неприятно, но это ведет к улучшению компетенций, ведь у коллег задача улучшить результат, а не покритиковать именно вас;
  • насмотренность и широкий кругозор.

О ресурсах и учебе

  • Школа дизайнеров бюро Горбунова;
  • Д. Раскин «Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем». Книга сложная, но монументальная и дающая основные знания как о самих интерфейсах, так и о тех критериях, по которым они оцениваются.
  • А. Купер «Психбольница в руках пациентов». Настольная книга любого начинающего дизайнера интерфейсов. Складывается понимание того, как смотреть на вещи «глазами пользователя».
  • Р. Брингхерст «Основы стиля в типографике». Все о визуальном представлении информации.
Илья Муравьев
Креативный директор iD EAST. Более 18 лет опыта создания и ведения проектов для мировых брендов, крупных организаций и государства

Как стать дизайнером сайтов, продуктов, пользовательского опыта (UX. – Прим. ред.)? Это всё разные специальности, но все о взаимодействии человека с цифровой средой и с множеством точек пересечений.

На мой взгляд, максимально эффективный и самостоятельный путь в профессию выглядит так: изучение теории по любой программе, которых в интернете полно везде и бесплатно, желательно от надежных компаний. Например, можно посмотреть на фреймворки развития дизайнера в крупных продуктовых командах и разобраться с тем, какие знания необходимы на начальных этапах. Увлекаться шопингом популярных инфопродуктов совсем не стоит.

Далее – применение теории на практике. Идеально для этого завести любой пет-проект, необязательно инновационный, можно повторить любое приложение или сервис, которые раскроют приобретенные навыки в зависимости от желаемой специализации: структурирование информации для сложных сайтов, исследование конкурентов и проектирование пользовательского опыта для его анализа и переработки в новый вид, или же UI-дизайн – хороший логичный интерфейс, построенный по сетке и системам размерности.

Два-три таких основательных кейса, пусть даже и фейковых, но наполненных смыслом и историей создания, уже обеспечат интерес компаний при отклике и максимально снизят порог входа на позицию джуна. Дальше дело техники – практика в компании на реальных проектах с реальной командой и развитие софт-скиллов при наличии подвижного мозга могут вывести вас в среднем за год на более привлекательные позиции мидлов и по накатанной наверх.

Подведем итоги:

  1. В digital-дизайн приходят из разных профессии (необязательно из ИТ) и разными путями, это значит, что дорога к этой специальности открыта всем, кто хочет работать с оформлением и проектированием цифровых продуктов, и есть несколько способов освоить профессию.
  2. Можно набить немало шишек, самостоятельно изучая digital-дизайн и тратя время на изобретение давно изобретенного велосипеда, а потом переучиваться, а можно сразу найти хорошие курсы и получить фундаментальную и систематизированную базу для дальнейшего профессионального развития.
  3. Учиться можно онлайн и офлайн, но лучше выбрать очные курсы – никакие технологии не заменят живого общения с преподавателем и коллегами-сокурсниками.
  4. Чаще всего диджитал-дизайнеры рекомендуют учебу в БВШД (Британской высшей школе дизайна, «Британке») и в Школе дизайнеров бюро Горбунова.
  5. Практика, практика и еще раз практика – только так можно прокачать навыки и набить руку в цифровом дизайне.
  6. Чтобы совместить изучение теории и практики, можно напроситься на бесплатную стажировку в компанию мечты.
  7. За учебу необязательно выкладывать кругленькие суммы: крупные продуктовые и аутсорсинговые компании часто запускают бесплатные лабы по обучению разным направлениям digital-дизайна. Участие в них – это еще и отличный способ попасть на работу в сильную команду: после окончания учебы компании берут в штат лучших выпускников.

В digital-дизайне множество направлений: это и UX/UI, и веб, и моушн, и анимация – и сфера не стоит на месте, постоянно появляются новые специализации, так что найти себе профиль по душе не проблема, главное – захотеть стать digital-дизайнером, а возможностей для этого море, даже целый океан.