Результаты творчества графических дизайнеров окружают нас в буквальном смысле со всех сторон. Указатели и вывески на улицах, схемы в метро, рекламные буклеты, книги и журналы, упаковка продуктов и промтоваров – ко всему этому и многому другому, с чем мы сталкиваемся каждый день в быту и на работе, приложили руку графические дизайнеры. Хотите приобщиться к их общему делу и сделать мир удобнее, красивее, функциональнее? Выбирайте профессию графического дизайнера. Что для этого надо, «ПрофГид» выяснил у специалистов-практиков.

Константин Капустин
Ведущий дизайнер Mail.ru Group, мультидисциплинарный дизайнер и арт-директор с опытом более 7 лет в диджитал, UI/UX, графическом дизайне, моушн и 3D/CGI. Работал с «Яндексом», «Авито», «Сбером», «SixFlags». Член жюри motiondesignawards.com

Сейчас почти в любой дизайн-профессии достаточно низкий порог входа. Главное – изучить основы композиции, а необходимые технические навыки освоить на ютубе. Затем можно смело идти на стажировку в какую-нибудь хорошую дизайн-студию, где с ментором вы прокачаете креативное мышление. Все остальное: скорость, качество, насмотренность – придет с опытом.

Я часто встречаю дизайнеров из разных областей, никак не связанных с дизайном. С одной стороны, это полезно и помогает взглянуть на некоторые вещи более свежим взглядом, основанным на уникальном опыте из противоположной сферы. Но с другой, непонимание основ композиции и незнание истории искусств может затормозить профессиональный рост на ранних этапах.

В институте я изучал дизайн среды и занимался разработкой и реконструкцией малых архитектурных форм, экстерьеров, интерьеров и т. д. Там я научился мыслить концептуально, но программа обучения была устаревшей, а современная профессия требовала хороших технических навыков (в основном в диджитал), чему я учился самостоятельно, в свободное время. После окончания это помогло мне устроиться в хорошую дизайн-студию, откуда я начал свой «взрослый» профессиональный путь.

Оглядываясь назад, я бы сделал основной упор на изучение технологий и прокачку технических навыков – это могло бы сэкономить мне пару лет обучения. Всему остальному гораздо быстрее можно научиться на боевых задачах.

Мое субъективное мнение: не стоит начинать карьеру с фриланса. Отсутствие ментора на старте может плохо отразиться на эстетике проектов. Более того, дизайнер может стать заложником одной стилистики и в будущем ему будет сложно переключаться между проектами и создавать что-то уникальное.

Важно понимать, что профессия трансформируется каждый день, появляются новые технологии и методы решения задач. Поэтому хороший специалист учится каждый день, на протяжении всей карьеры, и я считаю это неоценимым плюсом.

Светлана Малихина
Дизайнер, арт-директор, руководитель Московской академии дизайн-профессий Pentaschool

Я занимаюсь графическом дизайном и брендингом, и мой продукт – разработка визуального языка брендов и их коммуникация с аудиторией. Специалист в этой сфере должен системно мыслить, владеть приемами образной выразительности, сторителлинга, уметь быстро оформлять концепцию в презентацию для клиента. Это большой набор компетенций, который вы не получите на входе, пройдя некое вводное обучение. Такой скиллсет появляется с опытом работы и углубленным образованием.

Конечно, если вы угадали заранее и получили высшее образование по специальности «дизайн» или «графика», то вы в дамках, у вас уже есть отличная база, надо только ее постоянно пополнять. Но если вы, как я, проучились 5 лет на специальности, не связанной с дизайном, а потом поняли, что это не ваше, то, прежде чем бросаться в еще одно длительное обучение – поступать в вуз или колледж, попробуйте взять какой-то минимум, который позволит вам начать с позиции джуна или стажера. Попробуйте и потрогайте руками то, что должно потом составлять вашу повседневность на долгие годы. Это позволит наработать технические и хард-скиллы, которые очень пригодятся в дальнейшем.

Можете пройти обучение на тематических краткосрочных курсах. А если у вас есть возможность устроиться на стажерскую позицию, то обязательно используете ее. Так вы сможете участвовать в работе творческих команд и набираться опыта.

И если искра пробежала и огонь в глазах не погас, то смело накупайте книги, копите насмотренность, идите на профильные и более длительные курсы, нарабатывайте портфолио. Главное, чем нужно себя обеспечить: это поддержкой более опытных коллег, у которых вы сможете перенять опыт. Для этого можно устроиться или в компанию/студию с развитым дизайн-отделом, или найти сообщество профессионалов, в котором вы сможете обмениваться опытом. Также очень полезно найти себе ментора, с которым вы будете обсуждать свой прогресс. Это может быть ваш преподаватель, старший коллега или просто дизайнер, желательно с руководящим опытом, за которым вы давно следите в соцсетях.

Дарья Кожевникова
Графический дизайнер, студентка магистратуры факультета дизайна и рекламы МФПУ «Синергия»

Существует миф о том, что дизайнером без образования стать нельзя. Неправда. Сейчас для всех доступен интернет, который дает огромное количество важной и нужной информации, и все это достается нам бесплатно. Много уроков по композиции, живописи, рисунку можно найти на просторах видеохостинга YouTube. Полезно освоить такие программы, как Photoshop и Figma. Нужно помнить, что многие процессы переходят в цифровую среду и просто необходимо освоить такие инструменты, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда.

Но этот путь доступен для самых организованных и целеустремленных людей. Нужно трезво оценить свои возможности. Например, один из самых известных российских дизайнеров Артемий Лебедев в 1991 году поступил в МГУ на факультет журналистики, но быстро отчислился – со второго курса. А дизайну он научился у арт-директора «Еженедельного журнала» и «Итогов» Аркадия Троянкера.

Второй распространенный миф о том, что нужно иметь талант, чтобы быть дизайнером. Я считаю, что человек может достичь успеха в этом направлении, благодаря упорной работе, труду и огромному желанию, находчивости и смекалке. Дизайн – это не просто про красивые картинки, дизайн – это удобство и эргономика. Важно не только владеть основами композиции и уметь рисовать, в дизайне необходимо понимать, кто целевая аудитория, для которого ты создаешь проект. Выявлять проблематику, которую необходимо решить с помощью дизайна. Важен опыт мультидисциплинарной коммуникации, например, совместные проекты с маркетологами и разработчиками, нужно быть в контексте повестки современных видов коммуникаций.

Я думаю, что в этой сфере должны работать люди, которым это действительно интересно, потому что в каждый проект вкладывается частичка души, всегда ведь хочется видеть, что заказчик доволен твоей работой. Это будто твое детище, которое ты растишь, и не хочется, чтобы за него было стыдно.

Теперь немного про свой опыт. Я закончила художественную школу, отучилась там 7 лет. Но меня всегда привлекала идея не просто создания эксклюзивных произведений искусств, а скорее возможность влиять на уклад жизни человека, посредством реализации действительно полезных и функциональных объектов. Так и возникло решение стать дизайнером. Я отучилась в бакалавриате университета, выбрала факультет дизайна. Сейчас продолжаю обучение в магистратуре и параллельно приняла предложение работать. Я выполняю различные проекты и курирую первокурсников, которым помогаю освоить азы профессии дизайнера.

Кстати, во время обучения я принимала участие в творческих конкурсах, в том числе международных, например китайский конкурс иллюстрации в Макао, тема «Язык и коммуникации». Мой плакат об объединении, толерантности и дружбе народов выиграл и висел в выставочном зале. Интересным было участие в конкурсе от Санкт-Петербургского союза дизайнеров, нужно было сделать планшет, который показывает цветовые, шрифтовые константы, упаковки, логотип и прочее. В целом конкурсы – это отличная возможность развить свои таланты и применить теоретические знания на практике, плюс, такие мероприятия помогают узнать лидеров отрасли и быть в курсе современных трендов в дизайне.

Главное, что я искренне люблю то, чем занимаюсь. Нахожусь в вечном процессе обучения. Вдохновляюсь лидерами отрасли, например Хашмука Кераи – моушн-дизайнер и 3D-художник на фрилансе из Лондона, кстати, у него очень любопытный инстаграм @hashmukh, или Лита Соберайски, основатель своей студии, где она умело сочетает цифровую анимацию и фотографию, также она арт-директор и графический дизайнер, проживает в Нью-Йорке, тоже рекомендую ее аккаунт @letasobierajski .

Если бы у меня спросили, хочу ли я начать весь свой путь в графический дизайн заново, я бы точно ответила – да! Дизайн – это увлекательное путешествие длиною в жизнь.

Екатерина Сорокина
Дизайнер, руководитель проектов департамента маркетинга МФК «МигКредит»

Очень важно тренировать насмотренность. Следите за трендами в дизайне, просматривайте и обдумывайте работы дизайнеров на behance и на dribbble. Оценивайте и изучайте визуальные приемы, использованные в дизайнах, которые понравились вам.

Важна техническая база: научитесь работать в программах, которые вам потребуются для работы с дизайном. Иначе в процессе создания креативов будут возникать раздражающие паузы, пока вы ищете необходимый функционал для воплощения того, что вы задумали. Проще всего это сделать на курсах, но можно и самостоятельно – в открытом доступе очень много материалов. Тут главное – усидчивость и умение сосредотачиваться.

Обучение дизайну: лучше всего получить полноценное фундаментальное образование в профессиональных институтах, например, в БВШД.

Если нет такой возможности (свободного времени, денег), можно пойти по другому пути: изучайте общедоступную информацию о дизайне в сети, в соцсетях и телеграм-каналах (их чаще всего ведут опытные дизайнеры, у которых есть чему поучиться). Смотрите мастер-классы, изучайте правила построения композиции, принципы сочетания цветов и шрифтов, правила верстки. И пробуйте, просите мнение о своих работах в дизайн-сообществах. Но желательно все же пройти обучение на тему дизайна – сейчас много курсов в образовательных школах и у известных дизайнеров. Такие курсы длятся от нескольких месяцев до года. Вы структурируете свои знания, получите фидбэк по своим работам, и, возможно, готовое портфолио по итогам обучения.

Подведем итоги

  1. Отсутствие базового профильного образования может усложнить и затормозить профессиональный рост в начале работы, но это не абсолютное «противопоказание» к тому, чтобы начать карьеру графического дизайнера.
  2. Тренируйте насмотренность – знакомьтесь с работами дизайнеров на behance и на dribbble, на каналах известных профи, изучайте визуальные приемы, которые использованы в понравившихся дизайнах. 
  3. Со знаниями основ композиции и минимальными техническими навыками, почерпнутыми, например, из уроков на YouTube, можно и даже нужно идти на стажировку в дизайн-студию – так будет проще прокачать скиллы и научиться креативно мыслить.
  4. Начинать с фриланса карьеру графического дизайнера не стоит – некому будет помочь разобраться с основами эстетики проектов, к тому же можно зациклиться на одном стиле, и все работы будут как под копирку. Опытный ментор в дизайн-студии поможет избежать всего этого.
  5. Даже профильное фундаментальное вузовское базовое образование, например, по направлениям «дизайн», «графика» надо параллельно дополнять обучением на курсах или самостоятельной учебой, чтобы изучать актуальные технологии и получать технические навыки – университетские программы быстро устаревают, а оперативно обновлять их вузы не успевают из-за неповоротливости бюрократической машины. Да и опыта можно набраться только на практике. 
  6. Курсы лучше выбирать при студиях и агентствах – в любых компаниях, реально работающих на рынке в нише графического дизайна. Если решились на учебу в учреждении (школе, академии, центре и т. д.), которое специализируется именно на образовании и обучении, выбирайте только те заведения, в которых преподают практикующие графические дизайнеры.

В общем, стать с нуля графическим дизайнером – задача, посильная даже для тех, у кого нет соответствующего высшего или среднего профессионального образования. Главное – уметь и хотеть учиться самостоятельно: для этого есть все возможности как в офлайне, так и в онлайне.